Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса.
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
1. сформировать положительное отношение к труду;
2. научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
3. научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
4. научить анализировать свои возможности и способности, сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности;
5. выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
1. профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
2. профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственно му труду, к активной пробе сил.
3. Профессиональная консультация: изучение личности учащегося носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик.
Формы работы:
1. профориентационные беседы;
2. классный час по профориентации;
3. встречи со специалистами;
4. профессиографические исследования;
5. родительские собрания по профориентационной тематике.
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
1. участие в предметных олимпиадах;
2. участие в конкурсах, проектах, мероприятиях, соревнованиях различной направленности;
3. анкетирование и тестирование старшеклассников;
4. профориентационные опросники.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
1. посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;
2. содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;
3. расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.